Методические материалы

суббота, 12 сентября 2015 г.

Адаптация первоклассников

Первый класс- один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них- эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка,
Психологи отмечают,что период адаптации к школе связан с возрастными особенностями первоклассников:
*переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет .
*нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребёнка.
*дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
*своё новое положение ребёнок не всегда осознаёт,но обязательно переживает его, он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение .
*формируется самооценка личности.
*первоклассник понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих.
*дети возбудимы, легко отвлекаются,так как лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам.
*особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни.
Период приспособления к требованиям школьной жизни существует у всех первоклассников.У одних он длится 1 месяц, у других 1-ю четверть, у 3-их растягивается на учебный год.
В этот период дети испытывают определённые трудности:
*в первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
*первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбуждаются, очень эмоциональны, впечатлительны.
*поведение нередко отличается неорганизованностью,несобранностью,недисциплинированностью.Для детей характерна высокая утомляемость.
От того , как пойдёт адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
Адаптация к школе- это многоплановый процесс, проявляющий в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому в школе мы стараемся создать психолого-педагогические условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению.
Каждый ребенок индивидуален и процесс адаптации каждый будет переживать по-своему. Первые 2-3 месяца – самые трудные!
Первая группа детей (с высокой степенью адаптации), адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию. Это легкая форма адаптации.
Вторая группа детей со средней степенью, имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней степени адаптации.
Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении — ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению в школе. Это “группа риска”.
Целью адаптационного периода является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам. Различают несколько видов адаптации:
1.Социальная адаптация – процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе.
Перед ребенком ставятся задачи:
во-первых, он должен успешно овладеть учебной деятельностью;
во-вторых, освоить школьные нормы поведения и приобщиться к классному коллективу;
в-третьих, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму дня.
Физиологическая адаптация.
- Физиологические бури (первые 2-3 недели). В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Социально-психологическая адаптация - процесс приспособления личности к взаимодействию и общению с новым коллективом.
Появляется новая социальная роль «ученик». Происходит переоценка ценностей: то, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным
 Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Все это способствует снятию тревожности.
Одним из благоприятных факторов адаптации первоклассников к учебно-познавательной деятельности является функциональная готовность к школе. Подготовка предусматривает решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. В это время происходит освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к адаптации учащихся в процессе всего периода обучения.
Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитываются особенности первоклассников.
В 1-х классах введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут, ежедневные динамические паузы, частая смена видов деятельности. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели. Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с учителем физкультуры, с родителями. продолжительность урока не более 35 минут.
Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.
Таким образом, успешность адаптационного периода определяется признаками:
Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
Повышение степени самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий.
Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Формирование адекватного поведения.

(Выступление Серегиной Ольги  Ивановны)

Комментариев нет:

Отправить комментарий